В 2021 г. оборот розничной торговли в России, по данным Росстата, увеличился на 7,3% и составил ₽39,2 трлн. Вырос рынок электронной коммерции: по данным АКИТ, в 2021 г. его объем достиг ₽3,6 трлн, что на 12% больше, чем в 2020 г.
Активно развивался и тесно связанный с ними рынок операторов фискальных данных (ОФД). В 2021 г. использование контрольно-кассовой техники (ККТ) стало обязательным для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, продающих товары собственного производства и оказывающих услуги. За 2021 г., в реестре ФНС парк зарегистрированных касс вырос на 180 тыс. единиц.
Драйвером развития рынка по-прежнему являются маркировка, ЭДО и смежные госпрограммы. В 2021 г. требования обязательной маркировки распространились на новые категории: молочную продукцию, сыры, мороженое, кресла-коляски и упакованную воду. Начался эксперимент по маркировке пива и отдельных видов никотиносодержащей продукции. Бизнес, торгующий маркированными товарами, активно переходил на новый формат фискальных данных — ФФД 1.2. Для этого ритейлерам понадобилось обновить кассовое ПО, а тем, у кого касса не вошла в реестр ККТ с поддержкой ФФД 1.2, пришлось заменить ее на новую.
В реестре ФНС России 199 моделей ККТ, которые можно использовать для работы в соответствии с новыми требованиями. На рынке представлено 16 операторов фискальных данных (действует 17 лицензий, из которых 2 принадлежат ПФ «СКБ Контур») — в 2021 г. его покинули «Электронный экспресс», «Корус Консалтинг», «Дримкас» и «Мультикарта». Лицензии ФНС имеют 12 экспертных организаций, оказывающих различные услуги владельцам онлайн-касс.
В 2021 г. ОФД активно занимались совершенствованием взаимодействия владельцев ККТ с государственными сервисами: регистрацией и перерегистрацией касс через интерфейс ОФД, работой с отчетностью и т.д. Продолжилась интеграция ОФД с электронным документооборотом, бухгалтерскими и товароучетными системами, различными ИТ-сервисами для поддержки малого и среднего бизнеса. «Сейчас услуга ОФД становится более дружелюбной для клиента, начиная с момента регистрации касс и заканчивая предоставлением готовых сервисов на основе базовой услуги, таких как сдача отчетности, сверка документов и других», — говорит Алексей Баров, генеральный директор «Платформы ОФД».
На сегодняшний день операторы фискальных данных — это не просто связующее звено между ритейлерами и ФНС, а полноценные ИТ-компании, постоянно расширяющие набор услуг для своих клиентов и стремящиеся выйти на новые рынки.
Например, в личном кабинете пользователя «Платформы ОФД» есть возможность зарегистрировать и перерегистрировать кассу. Там же можно получить отчетность в разных разрезах, сравнить себя с рынком для принятия управленческих решений. Есть возможность мониторинга качества чеков и ККТ. Для магазинов, работающих с маркировкой, разработан функционал по сверке маркированной продукции и цифровых кодов, интеграция с ЭДО и смежными продуктами.
Как сообщили CNews в компании «Платформа ОФД», в 2021 г. наблюдался 3-кратный рост подключений клиентов к сервису по работе с маркировкой товаров, 2-кратный рост — к системе электронного документооборота и 2-кратный рост — к сдаче электронной отчетности.
Кто лидеры рейтинга
При подготовке пятого ежегодного рейтинга операторов фискальных данных CNews опросил крупнейших игроков этого рынка. Основным показателем развития бизнеса ОФД по-прежнему является число подключенных онлайн-касс. Вес этого показателя в суммарной оценке ОФД, как и в прошлом году, составляет 0,6.
Все большее значение приобретает количество и качество дополнительных услуг для клиентов ОФД. Так же, как и в прошлом году, предоставляемые ОФД сервисы были разбиты на 4 группы («Сервисы обмена документами», «Аналитические и рекомендательные сервисы», «Работа с системой маркировки» и «Функционал ОФД, удобство и простота»), каждая из которых имеет весовой коэффициент 0,1. Показатели качества услуг оценивались по 10-балльной шкале. Баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитывались в общем показателе с коэффициентом 0,1.
90% рейтинга занимают 6 крупнейших ОФД. Крупнейшим оператором фискальных данных на российском рынке по-прежнему является «Платформа ОФД» — на 1 февраля 2022 г. компания обслуживала 29,7% всех онлайн-касс (на 0,7% больше, чем в 2021 г.). Компания стала также лидером по количеству и качеству дополнительных сервисов для клиентов, набрав 2,3 из 3 возможных баллов в категории «Сервисы обмена документами», 3,6 из 4 возможных баллов в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы», 2,2 из 3 возможных баллов в категории «Работа с системой маркировки» и 10 из 10 возможных баллов в категории «Функционал ОФД, удобство и простота».
«Система ОФД и касс расширяется на розничные рынки по всей стране, где становится важным фактором популяризации программ цифровизации бизнеса, — говорит Алексей Баров. — Оператор фискальных данных сейчас — не просто проводник госпроектов в рамках кассового рынка, он становится платформой для цифровизации бизнеса в целом, по широкому пулу цифровых инициатив государства».
Подробнее в исследовании рынка ОФД — 2022.