Недавно эксперты CNA представили ежегодный рейтинг и исследование рынка ОФД страны. По данным агентства, «Платформа ОФД» является № 1 в рейтинге по качеству сервисов и крупнейшим оператором фискальных данных на российском рынке (на 1 марта 2021 г. обслуживала 29% всех онлайн-касс и ежедневно передавала в ФНС 44 млн чеков).
Генеральный директор компании Алексей Баров рассказывает, как меняется рынок услуг операторов фискальных данных.
Как пережили 2020 год
Год 2020, прошедший под знаком пандемийной турбулентности, оказал колоссальную нагрузку на сферу розничной торговли и услуг, представители которой являются клиентами операторов фискальных данных. Всё это отразилось и на рынке ОФД. В пиковые периоды действия ограничений, в конце марта — начале апреля, количество активных касс и объём пробиваемых чеков снижались примерно в два раза, и далее в течение оставшейся части года шло восстановление рынка.
В сложное для бизнеса время «Платформа ОФД» вводила различные меры поддержки ретейла и партнёров. Часть наших продуктов, например, сервис «Сравнение с рынком», перешла в бесплатный формат, обеспечивая предпринимателям помощь в анализе ситуации и принятии решений.
Период восстановления индустрий торговли и услуг сопровождался ростом кассовой дисциплины розницы. Одним из двигателей этого процесса, а также цифровизации ретейла в целом стала маркировка товаров. ОФД — неотъемлемый элемент внедрения и функционирования всей этой системы, поэтому мы старались обеспечить рознице комфорт и доступность перехода к новым требованиям. В том числе делали бесплатным сервис электронного документооборота, чтобы клиенты успешно вели дистанционный деловой оборот и обменивались электронными документами в рамках работы с «Честным знаком». В продолжение истории поддержки сейчас действуют льготные тарифы на ЭДО.
Важным направлением развития инструментов ОФД стало кредитование сектора розницы. В частности, мы помогали торговым точкам, нашим клиентам, предоставлять с их согласия в банки информацию по торговому обороту, чтобы тем самым облегчить клиентам прохождение скоринга и получение заёмных средств на развитие бизнеса.
Стоит отметить, что в течение года открывались и новые бизнесы, ряд торговых точек увеличивало парк касс. Мы завершили год даже с бОльшим количеством ККТ в нашей системе, чем было до пандемии, и рады, что внесли небольшую лепту в восстановление бизнеса клиентов.
Как изменилась суть ОФД
Базовая задача ОФД сегодня трансформировалась в более «комплексную» услугу. Она включает в себя обслуживание собственных продаж, работу с системой маркировки, с электронным документооборотом, с отчётностью в госорганы. Сейчас этот блок вопросов клиент решает в режиме единого окна, через один канал коммуникаций — оператора фискальных данных. ОФД здесь обеспечивает «прямую» связь клиента с ФНС России и контролирующими органами, являясь надёжным поставщиком для каждой из сторон, что подтверждено множеством государственных лицензий и разрешений.
Другое направление, которое развивают операторы, это работа с агрегированными обезличенными данными. За прошедший год интерес к аналитике и «большим данным» от ОФД кратно вырос. При этом как со стороны регуляторов, так и со стороны рыночных субъектов. Например, количество запросов, поступивших в «Платформу ОФД» по этому направлению, увеличилось в 5‒7 раз. Можно отметить, данные ОФД в прошлом году были одним из источников информации для принятия решений контролирующих органов об изменении ограничительных мер.
Куда движется рынок
Можно выделить несколько трендов, которые двигают рынок.
Сегодня оператор фискальных данных — в первую очередь проводник цифровизации бизнеса для розничной торговли и услуг. Вместе с услугой ОФД клиент получает доступ к электронному документообороту, электронной отчётности и смежным «бухгалтерским» сервисам. Такие инструменты становятся проще, удобнее, доступнее. Это важно для тех, кто сталкивается с ними впервые и пользуется нечасто, — прежде всего для малых компаний и предпринимателей, например, для ИП без сотрудников, которым предстоит перейти на кассы летом 2021 года. А для тех, кто чаще пользуется личным кабинетом и хорошо знаком с возможностями ОФД, — для них появляется дополнительный функционал, интеграции с другими инструментами, решения для разного уровня пользователей, например, сервисы контроля продаж, сравнения с рынком, рекомендаций для открытия торговых точек и т. д.
Активное развитие системы маркировки товаров, нововведения по форматам фискальных документов в этом году предполагают дополнительную нагрузку на кассовую технику и её обслуживание. Наша задача совместно с партнёрами в регионах состоит в том, чтобы сделать эти процессы удобными и малозаметными для клиента. Мы видим, что в этой связи растёт роль сервисных центров на местах, так как клиенты больше доверяют в этих вопросах экспертизе профессионалов по обслуживанию касс.
Ещё один тренд связан с постепенным переходом бизнеса с бумаги на электронные чеки и документы. Растёт доля электронных фискальных документов, отправляемых по СМС и e-mail. Это позволяет ретейлу экономить ресурсы и более плотно контактировать со своим клиентом. В свою очередь и покупатель всё больше пользуется мобильными приложениями, содержащими информацию о чеках и покупках. Таким образом возрастает роль «народного контроля» на основе данных чеков.
В новых законодательных условиях потребуется особое внимание к защите конфиденциальности данных владельцев касс.