Агентство CNews Analytics провело исследование рынка ОФД и выяснило, что на сегодняшний день в стране зарегистрировано 3,7 — 3,8 млн онлайн-касс. В реестре ФНС России представлено 168 моделей — все они получили специальные разрешения для работы в соответствии с новыми требованиями. На рынке зарегистрирован 21 оператор фискальных данных (ОФД), однако реально работает лишь не более 10 компаний. В реестре специальных фискальных накопителей 18 устройств, так что проблема их нехватки, с которой столкнулись владельцы касс на первом этапе проекта, давно решена.
По данным CNews Analytics, «Платформа ОФД» является крупнейшим оператором фискальных данных на российском рынке — на 1 марта 2021 г. компания обслуживала 29% всех онлайн-касс, что на 0,6% больше, чем в прошлом году (28,4%). По состоянию на март 2021 г. ежедневно передавала в ФНС 44 млн чеков.
В рейтинге ОФД, который учитывает не только долю операторов на рынке онлайн-касс, но и представляемые ими услуги, первое место также принадлежит «Платформе ОФД».
Компания предлагает пользователям высокое качество сервисов по работе с маркировкой товаров, электронным документооборотом, электронной отчетностью, аналитическими сервисами в личном кабинете клиента. Кроме того, является одним из игроков рынка, активно работающих с большими данными. Регулярно анализирует информацию о продажах различных групп товаров и публикует данные, как меняется спрос или цена в зависимости от времени года или изменений рыночной конъюнктуры. Так, совместно с РИА «Новости» ОФД рассчитывает коронавирусный индекс (Covindex), отражающий картину потребления наиболее востребованных у россиян на фоне пандемии товаров.
Как будет развиваться рынок
Современный оператор фискальных данных, в первую очередь, проводник цифровизации бизнеса для розничной торговли и услуг, уверен генеральный директор «Платформы ОФД» Алексей Баров. Вместе с услугой ОФД, клиент получает доступ к электронному документообороту, электронной отчетности и смежным бухгалтерским сервисам. Такие инструменты становятся проще, удобнее, доступнее. Это особенно важно для тех, кто сталкивается с ними впервые и пользуется нечасто, прежде всего для малых компаний и предпринимателей, например для ИП без сотрудников, которым предстоит перейти на кассы летом 2021 года. А для тех, кто чаще пользуется личным кабинетом и хорошо знаком с возможностями ОФД, в сервисах появляется дополнительный функционал, интеграции с другими инструментами, решения для разного уровня пользователей, например, сервисы контроля продаж, сравнения с рынком, рекомендаций для открытия торговых точек и т.д.
Активное развитие системы маркировки товаров, нововведения по форматам фискальных документов в 2021 году предполагают дополнительную нагрузку на кассовую технику и ее обслуживание. В этой связи растет роль сервисных центров на местах — ведь клиенты больше доверяют экспертизе профессионалов по обслуживанию касс.
Еще один тренд связан с постепенным переходом бизнеса от бумажных к электронным чекам и документам. Растет доля электронных фискальных документов, отправляемых по СМС и электронной почте. Это позволяет ритейлу экономить ресурсы и более плотно контактировать со своим клиентом. В свою очередь, покупатель все чаще пользуется мобильными приложениями, содержащими информацию о чеках и покупках. То есть, появляется «народный контроль» на основе данных чеков.
В ближайшие годы ОФД продолжат развивать нишевые предложения и превращать личный кабинет в мощный инструмент для анализа данных и принятия управленческих решений. Продолжат развиваться экосистемы и партнерства. В новых законодательных условиях от ОФД потребуется особое внимание к защите конфиденциальности данных владельцев касс.