С 1 декабря 2023 года на безалкогольных напитках в пластике и стекле должны появиться коды маркировки (исключение — соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье, для них маркировка заработает позднее). Кроме того, в стране больше нельзя легально продавать немаркированные вейпы.
Правительство приняло решение запустить маркировку сладких напитков из-за разросшегося нелегального рынка: по подсчетам НИФИ Минфина, уровень контрафакта здесь составляет порядка 20%. Также 1 декабря вступил в силу заключительный этап введения маркировки на табачном рынке — теперь не допускается оборот немаркированных вейпов, жидкостей для них и одноразовых электронных сигарет.
В категорию подакцизных товаров не войдут алкоголь крепостью более 0,5% и виноградное, плодовое, медовое, пивное и другие сусла, плодовые сброженные материалы и квас с содержанием этилового спирта менее 1,2%. Кроме того, акцизы не будут взиматься с пищевой продукции, прошедшей госрегистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), за исключением тонизирующих напитков и тех, где содержится двуокись углерода. Также акциз не будут платить с соков, морсов, сиропов, молока и молочной продукции, киселей или иных напитков на растительной основе, произведенных из зерен, злаковых, зернобобовых и масличных культур, кокоса, орехов или продуктов их переработки. Исключение составят тонизирующие напитки или содержащие двуокись углерода.
На сегодняшний день коды маркировки уже наносятся на 5 видов табачной продукции, в том числе сигареты, альтернативную табачную продукцию, никотиносодержащую продукцию и никотинсодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина.